Владимир Бондаренко, Завтра, 25.11.2017
У моего друга и соратника Станислава Юрьевича Куняева — юбилей. 27 ноября ему исполняется 85 лет. Посмотришь на Стаса — и не верится. Такой же деловой, такой же энергичный, такой же творческий.
Думаю, мы с ним еще и на его девяностолетии хорошо погуляем. Самой русской судьбой он был заряжен на долгую жизнь, дабы творить большие русские дела. Вот он и творит их.
Качества лидера даны далеко не каждому талантливому русскому писателю. Бойцовский характер Куняева изначально не позволял ему замыкаться в «тихой лирике», подобно его вологодскому другу Николаю Рубцову, не растрачивать себя в походах и путешествиях, столь любимых поэтом, не возвеличиваться в излишней гордыни, подобно Виктору Астафьеву, а брать на себя роль организатора и идеолога русского литературного процесса.
Таким был Александр Твардовский, таким является наш общий друг Александр Проханов… Таким лидером, безусловно, уже многие годы остается Станислав Куняев. Из всей талантливой поросли русской национальной литературы именно ему суждено было повести за собой флагман отечественной литературы — журнал «Наш современник».
Как поэт, он ярко заявил о себе уже с конца пятидесятых годов ХХ столетия, а шестидесятые и семидесятые годы одарили читателя многими его замечательными стихами и книгами. Он вошел в плеяду ведущих русских поэтов. Казалось бы — чего еще? Живи и радуйся, получай премии, выступай на вечерах, твори, выдумывай, пробуй…
Но не случайно же у Станислава Куняева родилась строка «Добро должно быть с кулаками». Русской национальной поэзии в России спокойно никогда дохнуть не дают, её всё время отбрасывают на обочину. Для противостояния требуются не просто таланты и гении, но опытные бойцы, рыцари русской идеи и русского дела.
Перечисляя главных поэтов России ХХ века, либералы сегодня преспокойно «пропускают» и Сергея Есенина, и Владимира Маяковского, не говоря уже о таких, как Николай Заболоцкий или Павел Васильев. Вот и «тихую лирику» Передреева, Соколова, Рубцова, Устинова спокойно бы исключили из рядов отечественной поэзии, как будто бы их и не было никогда. Но — «Наш современник» не дает этого сделать, поневоле приходится с ним и с его главным редактором считаться.
Из гнезда «Нашего современника» проросли десятки и сотни талантливейших прозаиков и поэтов: от Валентина Распутина и Василия Белова до Юрия Кузнецова и Глеба Горбовского.
Станислав Куняев привлек на его страницы всю яркую провинциальную поэзию России, благополучно провел журнал через тяжелейшие времена крушения нашей Державы.
«Наш современник» и сегодня остается ведущим литературным журналом страны: и по тиражам, и по значимости, по своему влиянию на общество
Поэт, глава лучшего патриотического литературного журнала, а еще — крупнейший публицист. Это третья стезя мастера, главенствующая в последние годы. Никуда не уйти от ярчайшей публицистики Куняева, от его мемуаров и воспоминаний. Они тоже — не просто увлекательная беллетристика, а боевое закрепление русских национальных позиций в обществе и в литературном процессе. «Поэзия. Судьба. Россия» — таких воспоминаний о литературной жизни конца ХХ века у нас больше нет. Будем по ним равняться.
Уникальная, насыщенная творческая жизнь Станислава Куняева может только восхищать.
Добра тебе, Стас, энергии, здоровья еще лет на двадцать, как минимум! А мы уж будем по тебе равняться.
Редакция и читатели газеты «Завтра» поздравляют Станислава Юрьевича КУНЯЕВА с 85-летием, желают ему долгих лет жизни, новых творческих и жизненных свершений!
* * *
Станислав КУНЯЕВ
Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Добро — не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро — не слякоть и не святость,
не отпущение грехов.
Быть добрым не всегда удобно,
принять не просто вывод тот,
что дробно-дробно, добро-добро
умел работать пулемёт,
что смысл истории в конечном,
в добротном действии одном —
спокойно вышибать коленом
добру не сдавшихся добром!
1959
* * *
Кто там шумит: «гражданские права?»
Кто ратует за всякие свободы?
Ведь сказано — «слова, слова, слова… »
Ах, мне бы ваши жалкие заботы!
Ах, мне бы ваш ребяческий восторг,
хмель интервью, газетная арена!
Но я гляжу на Запад и Восток
не очередно, а одновременно.
Я не поборник иллюзорных прав.
А если кто увидит в этом рабство,
я отшучусь, что вёл себя, как граф,
не признающий равенства и братства.
Что говорю как гражданин страны,
которой нет начала и предела,
где все мы одинаково равны
пред ликом Данта и строфой Гомера.
1975
* * *
Памяти Николая Рубцова и Анатолия Передреева
Мои друзья, вы вовремя ушли
От нищеты, разрухи и позора,
Вы стали горстью матери-земли,
Но упаслись объятий мародёра.
Я всех грешней. Есть наказанье мне:
В своей стране живу как иностранец,
Гляжу, как воцаряется в Кремле
Очередной законный самозванец.
Какая неожиданная грусть —
На склоне дней подсчитывать утраты
И понимать, как распинают Русь
Моих времён иуды и пилаты.
1991