Антон Николаев, телеканал «Культура», 27.11.2017
Сегодня исполняется 85 лет Станиславу Куняеву — литератору и общественному деятелю, автору, чьи тексты вызывали бурные обсуждения и в Советском Союзе, и в перестроечной России. Репортаж Антона Николаева.
Делая этот репортаж, можно было ограничиться съемкой рабочего кабинета главного редактора журнала «Наш современник», который красноречивее всего говорит о писателе, переводчике, публицисте, литературном критике и поэте Станиславе Куняеве.
Стихи Станислав Куняев перестал писать в 90-е. Как поэт, он тогда все сказал, говорит сегодня прозаик Станислав Куняев. Теперь он пишет о поэтах. Преклоняется перед Рубцовым. Еще больше — перед Есениным, которому посвятил главную книгу своей жизни. Правда, позже разочаровался — во всей поэзии серебряного века.
«Наш серебряный век, которым я восхищался, это все были люди талантливые. Но все они были поражены болезнью обезбоженности. Федор Михайлович Достоевский сказал: «Если Бога нет — все можно». Но вот эту истину серебряный век наш не услышал», — поделился Станислав Куняев.
Как публицист, Куняев исследовал тему холокоста, писал о польской шляхте. Но стержневая тема его творчества — русская душа. Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, и, как говорит, «нахлебаться» впечатлений, после филфака МГУ, на несколько лет уехал в Сибирь.
«Очень хотел как человек, как русский человек, понять смысл русской истории и узнать русский характер. Нужно просто сделать сверхусилия», — отметил Станислав Куняев.
Сегодня главное дело жизни — «Наш Современник». И опять — сверхусилия. В эпоху твиттов издавать толстый литературный журнал.
«Я рассчитываю на русскую историю. В чем смысл? Русская история зиждилась всегда на литературе. Если русский человек прочитал «Бориса Годунова», ему достаточно, чтобы понять смысл этой истории. О революции написано бесчисленное, русскому человеку достаточно прочитать «Тихий дон». У нас литература правит ходом истории», — объяснил Станислав Куняев.
Поэтому, в будущем, уверен главред, журнал о сегодняшнем времени еще станет востребованным. Себя и своих соратников он сравнивает с сотрудниками Ленинградского института растениеводства, которые в блокаду сохранили ценные семена для последующего восстановления сельского хозяйства.
В «Нашем современнике», по словам Станислава Куняева, для будущих поколений сохраняется ген национальной русской литературы.