Братья солнцу и ветру

Вот уже много лет в наших либеральных властных кругах, в рядах нашей «пятой колонны» и даже в патриотической среде раздаются гневные крики: «Россия сидит на нефтяной игле!», «Россия сидит на газовой игле!», «Россия сидит на сырьевой игле!», «Это не может продолжаться долго! Нужны экономические реформы!»

Да, реформы нужны. Но не либеральные, а мобилизационные. И пока они не начнутся — спасение России в её сырьевых богатствах.

То, что у нас есть необъятная территория с необъятными запасами сырья — это не слабость, а сила России, её «золотой запас», выручавший страну в труднейшие времена — начиная с эпохи Петра Великого, продолженной в эпоху Иосифа Сталина и востребованной во время президентства Владимира Путина.

Слава Богу, что история и судьба предоставили нам такие пространства с богатейшими недрами. Слава Богу, что наш народ отстоял эти земли от немцев и монголов, от поляков и шведов, от турок и японцев, от двунадесяти языков Наполеона и от многоголовой Антанты во время Гражданской войны, от всеевропейского гитлеровского коричневого Интернационала в эпоху Великой Отечественной, сохранил эту землю для себя в борьбе с «цивилизованными народами» Запада и Востока. И каждый раз во время мирных передышек между войнами и нашествиями наш народ добывал железную руду и каменный уголь, бокситы и никель, нефть и золото, медь и алмазы. Не случайно же именно в России благодаря Высшей Воле родился человек всемирного масштаба Дмитрий Менделеев со своей гениальной таблицей земных элементов.

А передовым спецназом народа, открывавшего кладовые Российской империи и Советской страны, всегда были ученики Менделеева — геологи, геологоразведчики, рудознатцы, маркшейдеры, которые находили подземные сокровища от Донбасса до Чукотки, и одновременно, увлечённые своим призванием, своей романтической судьбой — создавали летопись своего сословия, сочиняли стихи и песни, романы и рассказы, писали не только камеральные отчёты, но и воспоминания о жизни и работе на «сырьевых» просторах страны. Недаром вся их жизнь протекала, как они говорили, в «полевых сезонах», а попросту «в поле».

Вот почему в нашей истории появились геологи-литераторы — Михаил Ломоносов, Вячеслав Шишков с романом «Угрюм-река», Олег Куваев с «Территорией», Валерий Осипов со сценарием «Неотправленное письмо».

А ещё можно вспомнить публикацию Владимира Чивилихина «Серебряные рельсы», в которой он опубликовал дневники трёх геологов — Стофато, Кошурникова и Журавлёва, погибших в 1943 году в отрогах Саян. А сколько дала геология русской литературе поэтов с геологической закваской: Глеб Горбовский, Эрнст Портнягин, Александр Городницкий, Леонид Агеев, Владимир Британишский, Владимир Павлинов и многие, многие другие.

Вот почему редакция журнала «Наш современник», высоко ценя труды наших геологов всех времён, посвящает этот апрельский номер — а именно в апреле мы празднуем День геолога — людям с геологическими молотками, с пикетажками и полевыми сумками, обутым порой в трикони, порой в кирзовые сапоги, с рюкзаками на плечах для сбора образцов флоры и фауны, в брезентовых куртках, ватниках и накомарниках.

Не о каждой профессии современного общества написаны песни, живущие в народе. А о геологах они есть. Вспомним хотя бы песню Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова: «Наш путь и далёк и долог, и нельзя повернуть назад, крепись, геолог, держись, геолог — ты солнцу и ветру брат».

Когда-то в далёкой молодости, размышляя о судьбах своей Родины–СССР, один поэт «с геологической прививкой» написал в 1980 году такие стихи:

 

Окину взглядом Север и Восток,

песчаную и ледяную сушу,

и не географический восторг,

а мысль прожжёт мятущуюся душу

о том, что предки шли не торопясь,

осваивая реки и наречья,

не для того, чтоб износилась связь

полустальная, получеловечья.

Пусть Ермаку воздаст мансиец честь,

узбеку впору Скобелева славить,

за то, что нефть, и лес, и хлопок есть

и есть пространство, где ракеты ставить.