Где купить книги Куняева?

Новости сайта

Метки статей

Оформление сайта

В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Юрия Пантюхина.

Литературное товарищество или частная лавочка

(Выступление на VII съезде Союза писателей России)

Уважаемые делегаты съезда! Критик Владимир Григорьевич Бондаренко, выступая передо мной на нашем съезде, сказал, что сегодня многие изда­тельства, газеты и литературные журналы — это отнюдь не рупоры обществен­ных организаций, а просто «частные лавочки». В их число, по его мнению, входит и журнал «Наш современник». Я согласился бы с ним, если бы речь шла о «Литературной России», где большинство материалов печатается за деньги. То же самое можно сказать и об алёшкинском издательстве «Голос», которое стало «частной лавочкой» на все сто процентов. Это в известной сте­пени относится и к «Литературной газете», в упор не видящей нашего Союза и наших немалых организационных достижений. Да чего нам ждать от «Литгазеты», если её главный редактор, выступая по одному из популярных каналов телевидения, заявил на многомиллионную аудиторию, обращаясь к телеведу­щему: «Ну а кто руководит Союзом писателей России — некто Ганичев! Знае­те Вы такого писателя?» И телешоумен Соловьёв с иезуитской улыбкой доиг­рывает сцену, поставленную Поляковым, и отвечает: «Нет, не знаем!»

Разве это не попытка внести раскол и разлад в деятельность нашего Со­юза? И сказано это было об авторе уже знаменитой, выдержавшей несколько изданий книги об адмирале Ушакове, книги, которая во многом способство­вала тому, что Русская Православная Церковь канонизировала великого фло­товодца… Валерий Ганичев к тому же серьезный историк, талантливый пуб­лицист, умелый организатор, опытный издатель.

А сколько усилий приложил Союз писателей России, разработав и внед­рив в жизнь целую сеть региональных и всероссийских литературных премий, что укрепило авторитет Союза, улучшило материальное положение и мораль­ное состояние писателей русской провинции. В эти годы Союз писателей стал соучредителем Всемирного Русского Народного Собора, Прохоровских воен­но-патриотических чтений, Ушаковского духовно-патриотического центра. В эти годы были проведены общероссийские литературные пленумы и Дни литературы в Рязани, Белгороде, Якутии, Волгограде, Орле, Архангельске, Ханты-Мансийске и других местах. Отношения с церковью стали настолько гармоничными, что Святейший патриарх Алексий Второй на встрече с писате­лями сказал, что преодолено средостение между Русской Православной Цер­ковью и русскими писателями…

Но почему-то именно в этот момент создаётся «общественное мнение» о том, что творческие организации писателей несостоятельны, склочны, вздор­ны, и вряд ли им нужна помощь государства и какие-либо законы, утвержда­ющие их высокий статус. Кто-то умело поуправлял ходом полемики вокруг от­делённой от Союза писателей организации Международного литературного фонда и придал ей разнузданный и вульгарный характер, объявив Союз пи­сателей России виновником раздутого скандала. Судя по всему, в этом и бы­ла цель организаторов провокаций. На эту же мельницу льёт воду и выступ­ление Бондаренко.

На всех вышеупомянутых мной изданиях лежит печать корысти, естест­венной, к сожалению, для нашего времени. Но этой печати нет на «Нашем со­временнике», Владимир Григорьевич. Вы унизились до неправды. Мы не зря в 1990 году написали на обложке не «акционерное общество», не «общество с ограниченной ответственностью», а три важных слова: «Журнал писателей России», и дали себе завет в то роковое время, что нами будут руководить не корыстные или частные интересы, а только забота о судьбах России и русской литературы.

Мы единственный журнал, который сегодня сохранил своих учредите­лей — Славянский фонд, тогда руководимый легендарным Вячеславом Клыко­вым, и Союз писателей России. Это — реальные организмы, с которыми мы бок о бок живём и работаем всё истекшее десятилетие.

Вместе с СП России мы проводили все наши праздники — «Сияние Рос­сии», Пушкинские, Есенинские, Тютчевские, Рубцовские дни. Вместе с СП России журнал за последние 20 лет в смутное время утверждал в читатель­ском сознании многие талантливые имена, создавал честную заслуженную всероссийскую известность таким авторам, как Н. Мирошниченко, Св. Сырнева, Вл. Берязев, Ан. Байбородин, Н. Рачков, Н. Лугинов, Ю. Павлов, Бор. Шишаев, и многим, многим другим — всех не перечислить, да и почти все они сидят в этом зале.

Нередко мы печатаем по просьбе руководителей местных писательских Союзов ещё мало известных авторов, но крайне полезных на местах, самоот­верженно работающих на наше общее дело. О чём мы при этом думаем? О ча­стной выгоде? — нет, только о живой реальной жизни литературы.

А ежегодные наши публикации молодых прозаиков, поэтов и критиков? Это, если говорить языком литературного рынка, дело тоже нерентабельное. Но многие из этих молодых после наших публикаций выпустили книги и стали членами нашего Союза. И когда я пишу письма в самарскую исправительную колонию и ходатайствую об условно-досрочном освобождении нашего моло­дого автора, талантливого поэта Максима Ершова, я ведь поступаю не как хо­зяин частной лавочки, а как главный редактор журнала, где сознают свою от­ветственность перед будущим нашей поэзии.

Надо нам делать всё, что в наших силах, для того чтобы в такое трудное время поддержать писателей, достойных поддержки. Сколько нас пребывает в состоянии депрессии, упадка духа и даже отчаяния! Поэтому журнал в послед­нее время стал постоянно отмечать юбилеи писателей старшего поколения. Сначала я досадовал — не слишком ли много юбилейщины? Но вскоре понял, как это важно, чтобы тебя вспомнили — публикацией, поздравлением, портре­том, добрым словом. Ведь никакое TV не заметит нас — там на экране сплош­ной коллективный жванецкий с мордой, говоря словами Свиридова, не умеща­ющейся в телевизор. А у нас, пускай скупо, как хлеб по карточкам в военное время, но справедливую долю признания получили многие юбиляры. Лишь за последние несколько месяцев — В. Фокин (Вятка), Б. Сиротин (Самара), Вл. Блинов (Екатеринбург), Ю. Лощиц (Москва), Т. Смертина (Подмосковье), В. Шамшурин (Н. Новгород), Ю. Щербаков (Астрахань) и многие другие.

Вот и в № 4, только что вышедшем, мы поздравляем с юбилеем, с новы­ми стихами, с предисловием к подборке поэтов уральского города Трёхгорный — нашего замечательного друга Константина Скворцова, справляющего 70-летие!

Трагические бывают ситуации, когда наши писатели нуждаются в под­держке. Звонит мне осенью прошлого года Геннадий Попов из Орла: «Стани­слав Юрьевич! У нас от рака умирает В. Дронников, надо срочно напечатать его новые стихи, помоги!» Мы ломаем уже готовый свёрстанный номер, печа­таем прекрасный цикл Виктора Дронникова, который за несколько дней до смерти позвонил в редакцию и слабым голосом поблагодарил журнал. Может быть, это было последней радостью в его жизни.

Владимир Григорьевич, как Вы думаете, может ли такую бескорыстную отзывчивость проявить коллектив частной лавочки? И вообще, там, где ко­рысть, — там об ушедших в мир иной быстро забывают. В мире «довлеет зло­ба дневи сего». А мы помним всех, и не только знаменитых наших — Леонида Леонова, Владимира Солоухина, Вадима Кожинова, Юрия Селезнёва, Николая Рубцова, но и о талантах поскромнее, — мы в разных жанрах только за последний год вспоминали на страницах журнала о Викторе Коротаеве, Светлане Кузнецовой, Михаиле Вишнякове, Николае Поснове, Станиславе Золотцеве, Николае Шипилове, Николае Дмитриеве.

Мы помним всех своих друзей и соратников, для нас мёртвых нет. Что-то я не видел, чтобы о них вспомнила газета «День литературы».

Приходится иногда нам выполнять и не свойственную для журнала роль Литфонда. Хочу, чтобы Бондаренко знал, что мы даже деньги высылали Вик­тору Лапшину в Галич, Геннадию Морозову в Рязань, чтобы они могли рас­платиться с квартирными долгами. Да и гонорары, хотя и скромные, но пла­тим всем авторам.

А когда мы в конце каждого года ломаем головы, обивая все пороги, что­бы раздобыть 50—60 тысяч рублей на ежегодные журнальные премии, то посту­паем не по законам рынка, а по неписаным законам дружбы и восхищения на­шими талантливыми друзьями — писателями всея Руси Великой. Не так давно ко мне приехали деловые люди из Ставропольского края и попросили меня, чтобы я им помог получить разрешение на открытие в высшем учебном заведе­нии их города семинара переводчиков литературы с языков Северного Кавка­за. Мне удалось помочь им, и они предложили за мои старания денежную по­мощь «Нашему современнику», на что я ответил: спасибо, но вы замыслили благородное дело, и я помогал вам бескорыстно, а на эти Ваши деньги мы в течение всего года будем посылать каждому члену Союза писателей Ставропо­лья журнал «Наш современник» прямо по домашнему адресу, что мы и делаем.

Когда мы бесплатно рассылаем журналы томским, калужским, архангель­ским писателям-пенсионерам или в обнищавшие сельские библиотеки — нас часто просят об этом, — или просто читателям-ветеранам ВОВ тоже по их просьбам, или в несколько бедных северных, с трудом возрождающихся мо­настырей — вплоть до самого северного Печенгского, что на границе с Норве­гией, — то, делая это, мы выполняем свой гражданский и человеческий долг, подтверждаем своё призвание журнала писателей России, а не какой-то ча­стной лавочки. Каждый месяц около 200 бандеролей с журналами расходят­ся из редакции по всей России, противореча всем законам рынка.

Когда мы получаем в год около 2 тысяч читательских писем (едва ли столько получают «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь» вместе взятые) и, по возможности, на большую их часть отвечаем, то, конечно, мы не современ­ны, потому что поступаем в духе лучших советских традиций, связующих чи­тателей и писателей. Я сам в течение года отвечаю приблизительно на 200 писем. Вот что напечатано на страницах «Нового мира», «Знамени», «Ок­тября», которыми руководят ровесники В. Бондаренко и Ю. Козлова: «Редак­ция не отвечает на письма граждан«, «Рукописи не рецензируются и не возвращаются«, «Рукописи объёмом более 12 авт. л. не рассматривают­ся«. Другими словами, эти «демократические» журналы как бы говорят: «Да не нужны нам читатели, их чувства, советы, претензии — мы частная лавоч­ка. Деньги есть на зарплату, спонсоры есть, а больше нам ничего не надо».

А вот что на 2-й странице пропечатано в «Нашем современнике»: «Редак­ция внимательно знакомится с письмами читателей и регулярно публи­кует лучшие, наиболее интересные из них в обширных подборках не реже двух раз в год. Каждая рукопись внимательно рассматривается и может быть по желанию автора возвращена ему редакцией«. Всё это не пиар, а чистая правда. Мы все вместе с читателями артельный, соборный ор­ганизм — вместе потому, что мы помним завет Ахматовой о читателе:

А каждый читатель, как тайна,
как в землю закопанный клад,
пусть самый последний, случайный,
всю жизнь промолчавший подряд.

Наш век на земле быстротечен
и тесен назначенный круг,
а он неизменен и вечен —
поэта неведомый друг.

Не терял этой веры в читателя и великий Твардовский, писавший о чита­тельской любви: «И ради той любви бесценной, забыв о горечи годов, готов трудиться ты и денно, и нощно душу сжечь готов«.

Добавлю — свою душу, не читательскую. Может быть, поэтому литератур­ные журналы, живущие по эгоистическим законам рынка, заболевают, теря­ют подписчиков, вырождаются.

*   *   *

Съезд кинематографистов показал, какие опасности поджидают творчес­кие союзы. Витает в воздухе коварная идея превращения их в профсоюзы, то есть превратить в бессильное и никому не нужное профсоюзное сообщество. Если, не дай Бог, такое произойдёт, то все губернаторы на местах сразу за­будут о стипендиях для писателей, о творческих командировках, о региональ­ных литературных премиях, о плохо-бедно, но существующих за счёт местных средств изданиях книг, альманахов, журналов, о писательских юбилеях. С нынешними профсоюзами сегодня никто не считается, считаются только с Союзом писателей России, с его авторитетом и аурой, сложившейся в совет­ские времена. Это особое отношение к нам — наше бесценное достояние.

«Друзья мои, прекрасен наш союз», — сказал Пушкин, а Гоголь добавил: «Нет в мире уз святее товарищества» — это тоже и о нас. А потому обращаюсь ко всему писательскому товариществу: выписывайте и читайте «Наш совре­менник», находите средства, чтобы на местах, в краевых и областных писа­тельских организациях подписать своих членов Союза писателей, ветеранов и пенсионеров на журнал. Особенно журналу нужна ваша помощь в подписке на II полугодие — когда кризис будет в разгаре. Мы переживём трудные вре­мена, не конкурируя и соперничая друг с другом, а друг другу помогая.

А чтобы в заключение моей речи вы улыбнулись, прочитаю вам стихотво­рение нашего автора, ярославского поэта Евгения Чеканова, недавно при­сланное в журнал:

У памятника Карлу Марксу

Куда ж нам плыть? Уж полночь близится,
Последний луч едали погас.
Вращается воронка кризиса,
Угрюмо сглатывая нас.


И мы глядим в оцепенении
В тот зев, где сгинуть суждено.
Таланты наши, наши гении
Идут на дно,
идут на дно.


Иду, униженный, по городу,
И нет ни ярости, ни сил,
И внук раввина цедит в бороду:
— А я вам, суки,
говорил!..

05.2009

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс