Вадим Кожинов. Путь поэта.

Предисловие к сборнику «Путь», Москва 1982 г.

Понятие пути одно из важнейших при характеристике творчества поэта. Путь в этом смысле не просто дорога жиз­ни, но целеустремленное (хотя «цель» в данном случае не является четко, рационально осознанной задачей) движение, преодолевающее препятствия и не позволяющее себе свер­нуть на окольные, обходные тропы…

Станислав Куняев впервые опубликовал стихи четверть века назад в 1956 году. И его путь разумеется, осязае­мо запечатленный в стихах, собранных в этой книге, заслуживает самого серьезного внимания.

Поэт входил в литературу в период возвышения так назы­ваемой громкой лирики, широко проявившей себя позднее на всесоюзной и даже международной эстраде. И поначалу высоко поднимавшаяся новая волна не могла не увлечь за собой молодого поэта. В 1959 году он написал стихотворение «До­бро должно быть с кулаками…», соответствующее всем канонам «громкой лирики». Опубликованное в московском «Дне поэзии» в 1960 году, стихотворение завоевало поистине предельную популярность. Его без конца упоминали, цитировали, пародировали (что ведь также чуть ли не обязатель­ное условие широчайшей популярности). Шум вокруг этого стихотворения был настолько внушительным, что он не рас­творился до конца еще и сегодня, через двадцать с лишним лет. Еще и сейчас имя Станислава Куняева в сознании многих автоматически связывается с фразой «Добро должно быть с кулаками…», хотя поэт давным-давно «отрекся» от собст­венного произведения и в стихах («Постой. Неужто? Правда ли должно?..»), и в одной из своих статей*.

Я останавливаюсь подробно на этом стихотворении по­тому, что его «история» способна отчетливо выявить очень важные стороны дела. Возникло оно так: в 1959 году один из прославленных представителей старшего поколения сти­хотворцев в беседе с группой молодых предложил им напи­сать стихи с этой самой строкой. И несколько участников беседы выполнили заказ (см., например, стихи Евг. Евту­шенко с той же строкой «Добро должно быть с кулаками…» в «Дне поэзии» 1962 г.). И такого рода происхожде­ние стихов очень типично для «громкой лирики». Конечно, далеко не всегда основная «мысль» стихотворений прямо и непосредственно диктовалась каким-либо авторитетом; обычно эта «мысль» черпалась из многообразных средств массовой информации или же попросту из повседневных разговоров. Главное в том, что «мысль» стихотворения не рождалась в трудных, подчас даже мучительных духовных исканиях поэта, но бралась готовой, приходила к нему из­вне. И, кстати сказать, именно потому стихи этого рода могли чрезвычайно быстро обрести широчайшую популяр­ность: нужно было только резко, эффектно, кричаще выра­зить «мысль», уже так или иначе знакомую, близкую ауди­тории, и «мысль» эта встречалась на «ура».

В начале 1960-х годов имя Станислава Куняева оказа­лось в первых рядах «эстрадной поэзии». Но, пройдя по этой дороге, в сущности, всего несколько шагов, поэт вдруг решительно свернул с нее. При этом он, безусловно, по­жертвовал своей уже нараставшей шумной известностью, ибо даже в самом его поэтическом мире словно наступила глубокая тишина тишина раздумья и пристального, чут­кого вслушивания в голоса природы и истории.

В эту книгу вошел целый ряд стихотворений 1961 1963 годов, которые воплотили сложные и нелегкие размышле­ния поэта о своем деле («От имели народа говорить…», «Художник ощупывал время…», «Я предаю своих учите­лей…», «Я вдруг очнусь и наяву…», «Охотского моря рас­каты…», «Воет ветер в проводах…» и др.).

Это прямые и творчески весомые свидетельства реши­тельного перелома, испытанного поэтом.

В те же годы Станислав Куняев обрел бесценных спо­движников на своем новом пути таких, как Анатолий Пере-дреев, Николай Рубцов, Владимир Соколов. Вместе они создали основу целого направления или, вернее, периода в развитии отечественной поэзии, получившего позднее про­звание «тихая лирика». С середины шестидесятых годов это направление, во многом родственное так называемой дере­венской прозе (Василий Белов, Виктор Лихоносов, Валентин Распутин, Василий Шукшин и др.), стало основным средоточием движения русской поэзии.

Хотя сложившееся в тогдашней критике определение «тихая лирика» было прежде всего полемическим, оно все же схватывало внешний признак явления. Начиная с 1963 го­да (это легко проследить и по страницам данной книги) во многих стихах Станислава Куняева действительно как бы
воцаряется тишина, что выступает нередко в совершенно
прямой форме (…с тихим светом на лице…, …люблю тишину полуночную…, …влагой, землей, тишиной…, …темным воздухом и тишиною… и т. п.).
Это особенное состояние творчества поэта было необходимой, — впрочем, довольно краткой, — стадией в его развитии. В 1964 году Станислав Куняев написал полное любви послание своему другу, поэту Николаю Рубцову (который, замечу в скобках, опубликовал к тому времени
всего несколько юношеских стихотворений в малотиражных изданиях):

Если жизнь начать сначала,
в тот же день уеду я
с Ярославского вокзала
в Вологодские края…

Жизнь в поэзии для Станислава Куняева в самом деле начиналась сначала, заново, — хотя он был уж автором двух сборников стихотворений — «Землепроходцы» (1960) и «Звено» (1962).Именно этим обусловлено творческое состояние «тишины», которая, в частности, создавала возможность расслышать наиболее глубокую, изначальную основу Музыки (в блоковском смысле слова) национального бытия. Но это, повторяю, был только сравнительно небольшой период в развитии поэта.
Однако в литературной критике, которая, казалось бы, призвана чутко схватывать новые веяния в современной ей поэзии, слишком часто господствует глухая инерция. Когда в конце 1960-х — начале 1970-х годов о Станиславе Куняеве вновь стали много говорить критики — говорить как об одном
из ведущих представителей «тихой лирики», — в его творчестве уже вполне осязаемо проступили совсем иные черты. И можно утверждать, что подлинно зрелый облик поэта запечатлелся в таких его превосходных стихах, как «Владимирское шоссе» (1965), «Ночное пространство» (1966), «Листья мечутся между машин…» (1967), «Лучше жариться в этой жаре…» (1967), «В окруженье порожистых рек…» (1967), «Непонятно, как можно покинуть…» (1969), «Азия! Звезды твои…» (1969), «Два богатыря» (1969), — стихах, которые едва ли сколько-нибудь уместно рассматривать под знаком «тихой лирики», ибо в них слишком осязаемы сила и резкость голоса.

Проходит еще несколько лет, и на первый план творче­ства поэта выступают стихи открыто гражданственные, стихи, которые, вполне естественно, проникаются оратор­ской интонацией «Чего нам не хватало на просторе…», «Реставрировать церкви не надо…», «Под гул машин, под шум шагов…», «Опять разгулялись витии…», цикл «Вос­точная дуга» и т. п.

Но это была совершенно иная гражданственность, нежели та, которой увлекала широкую публику эстрадная поэзия ше­стидесятых годов. Коренное различие состояло уже хотя бы в том, что «эстрадники» брали готовые «мысли» и «чувства» (о чем шла речь выше), и вся «творческая» задача сводилась к эффектному их выражению в образности, слове, ритме (отсюда и проистекало всепоглощающее внимание к метафорич­ности, использованию экзотического словесного материала, вплоть до жаргона, изощренная рифмовка и т. д.). «Мысли» и «чувства» при этом можно было без всяких треволнений за­менять на ходу: сегодня, скажем, стихотворец беззаветно воспевал некие «дома из перлона», а всего через несколько лет (в соответствии с изменением настроений публики) клял­ся в любви к старинным «срубам» (причем к срубам как тако­вым, вне глубокого народно-исторического смысла). Откры­тая гражданственность целого ряда зрелых стихотворений Станислава Куняева, напротив, была лично пережита всем существом, была поистине выстрадана на долгом пути поэта. Это ярко выразилось в творческой истории стихов «Листья мечутся между машин»… Вначале оно было опубликовано со следующей концовкой:

Вам спасибо, что вы сберегли
эти песни. А мы — растеряли.
Но зато в окруженье полей,
на своей бесконечной равнине
мы узнали всю цену потерь
и смиренье, что паче гордыни.

В первом разделе этой книги читатель найдет стихотво­рение в его окончательной редакции. Финал звучит здесь иначе, пожалуй, даже совсем иначе. И авторская правка в данном случае означала не просто «улучшение» стихов, но своего рода «доживание» их смысла точнее выразиться трудно. Конечно, что-то уже намечалось в первом варианте, но все же стихи были в той или иной мере «иллюстративны», они примыкали к широко распространившемуся к концу шестидесятых годов мотиву горького сожаления о том, что мы не бережем ценности прошлого. В последнем варианте эта горечь никуда не исчезла, но поэт нашел в себе силу и смелость поверить в ту очень непростую и очень нелегкую — правду, во имя которой его народ терял свои древние песни, и взять на себя ответственность за эту правду. Еще резче тот же круг мыслей выразился в более позднем стихотворении «Реставрировать церкви не надо…».

Время как бы посмеялось над критиками, в конце шестидесятых годов упрекавшими поэта в том, что его стихи слишком «тихие». Ныне Станислав Куняев предстает как едва ли не самый значительный представитель гражданской лирики своего поколения. Его стихи посвящены подлинно большим и нередко трагедийным темам эпохи, притом стихи эти не создают обманчивую видимость «решения» исторических проблем (что было очень характерно для «эстрадников»). Исторические проблемы решаются не в стихах, а самой жизнью в ее целостности. Поэт призван воплотить свое глубоко личное и полное подлинной ответственности переживание истории, а не делать вид, что он все исчерпывающе понял и даже «решил».

Мнимая гражданственность в стихах чаще всего основывается именно на поверхностной, чисто морализаторской оценке сложнейших жизненно-исторических явлений и событий (авторы таких стихов, попросту говоря, претендуют на безусловное знание того, что в мире «хорошо» и что «плохо») и на столь же поверхностном, нередко заведомо школярском толковании хода жизни и истории, прикрытом, замаскированной «лихостью» манеры.

Со смыслом гражданских стихотворений Станислава Куняева можно, допустим, спорить, но неоспоримо то, что они родились как плод напряженнейших личных исканий, что они выстраданы поэтом на долгом и непростом пути.

Разумеется, зрелая поэзия Станислава Куняева не сводится к непосредственно гражданским стихотворениям. Но творчество поэта обладает замечательной цельностью, и на его стихах, посвященных так называемым вечным темам природного и человеческого бытия, всегда лежит отсвет той гражданственной ответственности, которая со всей открытостью выразилась только в сравнительно немногих его произведениях.

Нельзя не сказать о том, что своеобразие поэзии Станислава Куняева обусловлено не прямолинейным стремлением к гражданственной остроте, а вытекает из общей эстетической позиции. Выше был намечен круг близких Станиславу Куняеву поэтов; но его творчество отчетливо выделяется из этого круга тем, что поэт стремится освоить современную жизнь во всей ее многогранной противоречивости и пестроте, не ограничиваясь наиболее поддающимися лирическому воплощению сторонами, «материалами» этой жизни. Он не страшится, так сказать, жесткого «сопротивления материала»; в его стихах являются и буровые скважины, и спортивные состязания, и крупноблочные корпуса, и тамбуры общих вагонов; при этом, естественно, в стихотворную речь внедряются сугубо «прозаические» слова расхожего современного языка.

Еще в 1963 году Станислав Куняев написал стихотворение «Охотского моря раскаты…», где словно бы спохватывался:

Мой друг, современный прозаик,
но это же твой матерьял! —

и клялся:

замолкну, но жалкую прозу
я все-таки не напишу.

Тем не менее поэт постоянно стремился насыщать свои стихи, если угодно, именно прозой повседневности — во всех ее многообразнейших проявлениях. Он шел, выражаясь буквально, по пути наибольшего сопротивления материала. И многие его лучшие стихотворения, можно сказать, перенасыщены прозой — «Ночное пространство», «Если час удавалось урвать…», «Лучше жариться в этой жаре…», «На все недоставало сил…», «А дожди все чаще моросят…» и т. п.

Но наиболее широко и свободно вошла проза повседневности в «хроники» поэта (составившие третий раздел этой книги). Своеобразие этих произведений можно бы определить следующим образом: «проза» входит здесь в стих так естественно и вольно, что оборачивается поэзией. Но нельзя не заметить, что именно в этих «хрониках» поэт разрешает себе самые высокие и всеобщие слова о Жизни и Смерти; они надежно уравновешены предельно трезвыми образами будней. Высоковольтная стихия прочно заземлена.

В равновесии или, вернее будет сказать, в напряжении между двумя полюсами — ничем не прикрашенной прозой быта и высоким смыслом Бытия нерв поэзии Станислава Куняева. И в заключение хочу выразить свою уверенность в том, что энергия, рождаемая этим напряжением, не только не исчерпана, но даже еще не высвободила главный свой заряд. Лирические стихотворения и хроники Станислава Куняева представляются мне подступами (с разных сторон) к поэме, сплавляющей в творческое единство самые разнообразные стороны и черты того времени или, если выразиться торжественней, той эпохи, сквозь которую проходил путь поэта.
…Это время, конечно, уже запечатлелось в поэзии Станислава Куняева во многих своих сторонах и формах. И все же мечтается некое творение, подробности и контуры которого проступают в уже созданном, — творение, вобравшее в себя все полвека от родной Калуги с ее вонзающимися в небо, необычно заостренными колокольнями, Калуги, где одновременно с первыми годами жизни поэта прошли последние годы жизни Циолковского, и до нынешних странствий поэта по кружащему голову пространству Азии, этой первородины человечества, где рождались завязи мировых трагедий.

И конечно, люди, живые люди, которых так много в стихах поэта, и очерченных резкими и любовными лирическими штрихами земляков, и вечных странников, встреченных сотни раз на вокзалах и аэродромах Сибири и Дальнего Востока, и «пророков из другого поколения», и овеянных неразделимыми радостью и болью кровных друзей по поэзии…

В стихотворении «На полях черновика», открывающем эту книгу, Станислав Куняев с органически присущей ему авторской скромностью (которая неопровержимо, без тени наигранности, выразилась и во многих других его стихах) писал:

…Я только сочинитель строк,
в которых хорошо иль плохо,
но отразились как-нибудь
судьба, отечество, эпоха, —
какой ни есть, но все же путь.

Можно предвидеть, что найдется немало читателей, которые не будут согласны с этой мыслью о «скромности», ибо в поэзии Станислава Куняева со всей очевидностью воплощается решительное волевое начало, резкость словесных жестов и интонаций. Но речь идет о скромности самого художника, а не его творчества; поэзия и не может быть «скромной», она немыслима без властного волевого напора пусть подчас и не выступающего с такой открытостью. Для создания поэтического творения необходимо всякий раз, если воспользоваться строками самого Станислава Куняева,

…подтвердить
причастье к истинам высоким,
прекрасным, вечным и жестоким
и душу настежь отворить.

Таким образом, поэт, в соответствии с коренной традицией отечественной поэзии (традицией, которую со всей четкостью определили Пушкин и Боратынский, Тютчев и Некрасов, Блок и Есенин), видит свою цель не в культивировании сугубо личной «избранности», но в том, чтобы «душу настежь отворить» высокому и прекрасному в мире. Это цель для любого человека, особенно молодого, — хотя, конечно, далеко не каждый способен воплотить «причастье к истинам высоким» в поэтическом слове. Но суть дела все же не в собственно литературной одаренности и опытности, а в той внутренней воле, которая отворяет душу настежь.